08 (август) |
2012 |
О Б Л О Ж К А, Р Е К Л А М А СОДЕРЖАНИЕ № 08 2012 Несмашный Е.В., Казаков Н.А. АНАЛИЗ ЧАСТОТНО-ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ДИСПЕРСИИ СКОРОСТИ И АМПЛИТУД ВОЛН ЛЭМБА ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ЗАДАЧАМ АКУСТИКО-ЭМИССИОННОЙ ДИАГНОСТИКИ ЛИСТОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ Контактная информация: bluebell5 @ mail.ru Аннотация. Рассмотрено решение задачи Лэмба в экспоненциальных функциях. Показано, что спектр незатухающих мод нормальных волн в стенках листовых конструкций определяется одним дисперсионным уравнением в отличие от традиционных решений. Выявлены две моды, не учитываемые в ранее проведенном анализе Лэмба–Толстого–Асдина–Викторова, важные при исследовании излучения и приема АЭ-сигналов
Ключевые слова: акустическая эмиссия, мода волны, фазовая скорость, объемные и поверхностные волны, дисперсия, задача лэмбаNesmashny E.V., Kazakov N.A. ANALYSIS OF THE FREQUENCY-VELOCITY DISPERSION AND GEOMETRICAL AMPLITUDES OF LAMB WAVES IN RELATION TO THE PROBLEMS OF ACOUSTIC-EMISSION DIAGNOSTICS SHEET STRUCTURES Annotation. The decision of a problem of Lamb in exponential functions is considered. It is shown that the spectrum of undamped of normal mode in walls of sheet designs is defined by one dispersive equation, unlike traditional decisions. Two modes which are not considered in earlier spent analysis Lamb–Tolstoy–Usdin– Viktorov, important in research of emission and reception of AE signals are revealed
Keywords: acoustic emission, wave mode, phase speed, volume and superficial waves, dispersion, lamb’s problem
Тютякин А.В. О ПРИМЕНЕНИИ ВЕЙВЛЕТ-ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СПЕКТРАЛЬНОМ АНАЛИЗЕ ИНФОРМАТИВНЫХ СИГНАЛОВ СИСТЕМ НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ И ДИАГНОСТИКИ Контактная информация: avt @ rbcmail.ru Аннотация. Рассмотрены основные вопросы применения вейвлет-преобразования при спектральном анализе в системах неразрушающего контроля и диагностики. Определены базовые критерии выбора вейвлетов для решения данной задачи и выявлены наиболее cоответствующие им вейвлеты. Предложен алгоритм спектрального анализа на основе вейвлет-преобразования в системах неразрушающего контроля и диагностики, обеспечивающий рациональное сочетание быстродействия и частотно-временного разрешения
Ключевые слова: системы неразрушающего контроля и диагностики, спектральный анализ, вейвлет, вейвлет-преобразование, спектральная компонента, локализация во времени
Tiutiakin A.V. ON WAVELET TRANSFORM APPLICATION TO THE SPECTRAL ANALYSIS OF SIGNALS IN INTEREST IN NON-DESTRUCTIVE TESTING AND DIAGNOSTICS SYSTEMS Annotation. The basic questions of wavelet transform application to the spectral analysis in non-destructive testing and diagnostics systems are examined. The basic criteria of wavelets selection for this problem solution are determined and the most preferable ones by above-mentioned criteria are defined. An algorithm of wavelet-based spectral analysis in non-destructive testing and diagnostics systems is proposed. The algorithm affords rational combination of the analysis speed and the resolution in frequency and time domains
Keywords: non-destructive testing and diagnostics systems, spectral analysis, wavelet, wavelet transform, spectral component, time-domain localization
Лянденбургский В.В., Тарасов А.И., Кривобок С.А. ПРОГРАММА ПОИСКА НЕИСПРАВНОСТЕЙ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ Контактная информация: lyandenburskyivv @ yandex.ru Аннотация. В процессе эксплуатации сопряжения автомобиля изнашиваются, происходит разрегулирование его систем, узлов и агрегатов, т.е. изменяются значения его структурных параметров, непосредственно характеризующих исправность объекта диагностирования. Для контроля состояния автомобилей приводится программа и оборудование, позволяющее выявлять потребность в ремонте и техническом обслуживании автомобилей. Одним из наиболее перспективных путей увеличения вероятности безотказной работы автомобилей является применение самодиагностирования автомобилей
Ключевые слова: эксплуатация, автомобиль, износ, самодиагностирование, техническое обслуживание
Ljandenbursky V.V., Tarasov A.I., Krivobok S.A. THE PROGRAM OF THE SEARCH OF DIESEL ENGINS' DISREPAIR Annotation. In process of the usages interfacing the car abrade, occurs the disadjustment of his systems, nodes and unit i.e. change importances his(its) structured parameter, directly characterizing sanity of the object. The control device allowing to reveal requirement under repair and technical maintenance of cars. One of the the most perspective ways of the increase probability of survival cars is an using the probabilistic approach to characterizing sanity of the technical maintenance of the cars
Keywords: usages, car, abrade, characterizing, technical maintenance
Бобров С.В. ДИАГРАММЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРЯМЫХ ЭМАП ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ СДВИГОВЫХ ВОЛН С ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ПОЛЯРИЗАЦИЕЙ Контактная информация: bobrov.sv @ yandex.ru Аннотация. Выполнены выбор и обоснование расчетной модели диаграммы направленности прямых электромагнитно-акустических преобразователей. С использованием программы MathCaD проведен расчет диаграммы направленности ЭМАП для широкого диапазона частот, размеров области возбуждения, величин зазора между ЭМАП и поверхностью объекта контроля. Экспериментально подтверждена правильность выбранной модели. Предложенная методика расчета диаграммы направленности ЭМАП позволяет осуществлять их моделирование и оптимизацию
Ключевые слова: диаграмма направленности, электромагнитно-акустический преобразователь, индуктор, моделирование, сдвиговые волны, горизонтальная поляризация, угол раскрытия, зазор, область возбуждения, ультразвуковые колебания, синфазное и противофазное возбуждение
Bobrov S.V. DIRECTIVITY CHARACTERISTICS OF NORMAL EMAT’S TO EXCITE SHEAR WAVES WITH HORIZONTAL POLARIZATION Annotation. Completed selection and justification of the computational model the directivity characteristic of normal EMAT’s. Carried out computer simulations of the directivity characteristics of EMAT for the wide range of frequencies, the size of the excitation region, the gap between the EMAT and the surface of the test object. Experimentally confirmed the correctness of the chosen model. The proposed method of calculating the directivity characteristic of EMAT allows their simulation and optimization
Keywords: directivity characteristic, EMAT, inductor, simulation, shear waves, horizontal polarization, the opening angle of the, gap, the excitation region, the ultrasonic vibrations, in-phase and antiphase excitation
Шахнин В.А., Моногаров О.И., Чебрякова Ю.С. АНАЛИЗ ДИНАМИЧЕСКИХ ПОГРЕШНОСТЕЙ ДАТЧИКОВ ДЛЯ ЭЛЕКТРОШУМОВОЙ ИНТРОДИАГНОСТИКИ ВЫСОКОВОЛЬТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ Контактная информация: vshakhnin @ rambler.ru Аннотация. Представлен метод оценки динамических погрешностей датчиков для электрошумовой интродиагностики высоковольтного оборудования без его вывода из эксплуатации. С учетом современных физических представлений о механизме частичных разрядов в диэлектриках получены результаты, позволяющие повысить достоверность интродиагностики
Ключевые слова: высоковольтное оборудование, интродиагностика, частичные разряды (ЧР), динамические погрешности
Shakhnin V.A., Monogarov O.I., Chebryakova Yu.S. ANALYSIS OF DYNAMIC INACCURACY OF SENSORS FOR THE ELECTRICAL-NOISE INTRADIAGNOSTICS OF HIGH-VOLTAGE EQUIPMENT
Annotation. The paper presents the method for estimation of the dynamic inaccuracy of sensors for the electrical-noise intradiagnostics of high-voltage equipment without interruption of it’s operation. By looking into physics of partial discharges there were founded the results, which can contribute for ensuring the authenticity of intradiagnostics Keywords: high-voltage equipment, intradiagnostics, partial discharges (PD), dynamic inaccuracy
Ахметвалиева Э.Н., Ахтямов А.М. ДИАГНОСТИКА ПОПЕРЕЧНОГО НАДРЕЗА ВЕРТИКАЛЬНОЙ ШТАНГИ Контактная информация: anelvira @ mail.ru Аннотация. По двум собственным значениям определяют место, соотношение размеров поперечного надреза, а также коэффициент внутреннего трения в пределах надреза в вертикальной штанге, растянутой под действием собственного веса
Ключевые слова: штанга, параметр надреза, собственное значение, координата надреза
Akhmetvalieva E.N., Akhtyamov A.M. DIAGNOSIS CROSS-INCISION VERTICAL RODS Annotation. A location, a size ratio of the transverse incision, as well as a coefficient of internal friction within the notch in a vertical rod, stretched by its own weight, are determined by two eigenvalues
Keywords: rod, incision parameter, eigenvalue, incision coordinate
Акользин С.В., Балашов А.А. КОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ ГЛУБИНЫ ПОВРЕЖДЕНИЙ ПОВЕРХНОСТНОГО СЛОЯ ДЕТАЛЕЙ ОСТЕКЛЕНИЯ САМОЛЕТОВ Контактная информация: tdjpost @ gmail.com Аннотация. Приведены статистические данные по повторяемости повреждений деталей из органического стекла кабин воздушных судов, рассмотрены методы и средства их дефектации и устранения этих повреждений, выполнена оценка величины энергии, затрачиваемой на рост трещины в оргстекле и деформирование прилегающего слоя материала
Ключевые слова: органическое стекло, дефектация, повреждение, энергия, разрушение
Akolzin S.V., Balashov A.A. MONITORING THE TECHNICAL CONDITION AND METHODS FOR DETERMINING THE MAXIMUM DEPTH OF DAMAGE TO PARTS OF THE SURFACE LAYER OF GLAZING PLANES Annotation. The statistics about plan organic glasses parts damage is shown. The methods and equipment used for inspection and removal of cracks on the organic glasses are analyzed. The energy used by a crack in the organic glass to grow and deforming of the shoulder bed were estimated
Keywords: plexiglas (organic glass), maintenance inspection, deterioration, energy, damage
Шигин А.И., Чернодаров А.В., Патрикеев А.П. КОНТРОЛЬ, ОЦЕНКА И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРЕДОТКАЗНЫХ СОСТОЯНИЙ БЕСПЛАТФОРМЕННЫХ ИНЕРЦИАЛЬНЫХ НАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ Контактная информация: al.shigin @ yandex.ru Аннотация. Рассматривается проблема реализации аналитических подходов к улучшению эксплуатационных характеристик чувствительных элементов (ЧЭ) в автономных режимах функционирования бесплатформенных инерциальных навигационных систем. Предлагаемое решение опирается на приведение задачи цифровой обработки сигналов ЧЭ к калмановской конструкции и ее настройке на функционирование в условиях априорной неопределенности и возможных аномальных измерений. Результаты исследований подтверждают эффективность объединения в едином технологическом цикле процедур многоуровневой обработки сигналов инерциальных ЧЭ: полиномиального сглаживания сигналов; адаптивно-робастного оценивания инструментальных дрейфов ЧЭ; определения текущего уровня надежности ЧЭ. При таком подходе шумовые составляющие погрешностей ЧЭ подавляются на этапе сглаживания сигналов, а автокоррелированные (систематические) – на этапе оценивания дрейфов с учетом информации о моделях шумов и инвариантах. Кроме того, по оценке текущего уровня надежности ЧЭ возможно принимать решение о дальнейшей эксплуатации ЧЭ в составе бесплатформенных инерциальных навигационных систем
Ключевые слова: волоконно-оптический гироскоп, диагностика, прогнозирование, надежностьShigin A.I., Chernodarov A.V., Patrikeev A.P. MONITORING, ASSESSMENT AND PROGNOSIS OF STATES OF FAILURE STRAPDOWN INERTIAL NAVIGATION SYSTEMS Annotation. This paper is devoted to the problem of implementation of analytical approaches to the improvement of the operational characteristics of sensors in autonomous modes of the functioning of strapdown inertial navigation systems. The proposed solution of the above problem relies on the bringing of the problem of digital signal processing to a Kalman construction and on the tuning of such a construction to the functioning under a priori uncertainty and possible discordant measurements. The results of researches confirm the efficiency of association, in a uniform technological cycle, of the following procedures of multilevel processing of the signals of inertial sensors: polynomial smoothing of signals, adaptive robust estimation of instrumental drifts of sensors, determination of the current level of reliability of sensors. With such an approach, noise components of sensor errors are «suppressed» at the stage of the smoothing of signals, and autocorrelated (regular) components are «suppressed» at the stage of drift estimation with due regard for information on the models of noise and on invariants. In addition, from an estimate of the current level of sensor reliability it is obviously possible to make a decision on the possibility of further operation of sensors in the structure of strapdown inertial navigation systems
Keywords: fiber-optic gyroscope, diagnosis, prediction, reliability
Шилин А.Н., Гиркин М.В. АНАЛИЗ ПОГРЕШНОСТЕЙ ПРОЕКЦИОННОЙ ОПТИКО-ЭЛЕКТРОННОЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ КРИВИЗНЫ ОБОЛОЧЕК ВРАЩЕНИЯ Контактная информация: eltech @ vstu.ru Аннотация. Рассмотрена оптико-электронная система контроля кривизны оболочек вращения, приведена ее схема измерения и описан принцип работы, построены уравнения измерения, определены основные источники погрешности и получена математическая модель формирования погрешности. На основе полученной модели проведен анализ погрешности, сформулированы рекомендации по выбору параметров системы для применения в технологических процессах производства оболочек вращения
Ключевые слова: оболочка вращения, автоматизация, листогибочная машина, обечайка, радиус кривизны
Shilin A.N., Girkin M.V. ANALYSIS OF ERRORS IN THE PROJECTION OPTICAL-ELECTRONIC CONTROL SYSTEM OF THE CURVATURE SHELLS OF REVOLUTION Annotation. This article describes the optical-electronic control system of the curvature shells of revolution, given the layout of measurement and described working principle, the equation of measurement is constructed, the main sources of error and a mathematical model of the error is identified. On the basis of the model analyzed the errors made recommendations on the choice of system parameters for use in the production processes of shells of revolution
Keywords: shell of revolution, automatization, roll-bending machine, steel drum, curvature radius
Гаджиев И.С. ЭНТРОПИЙНАЯ ОЦЕНКА ДОСТУПНОСТИ ОБЪЕКТОВ ДЛЯ КОНТРОЛЯ И ДИАГНОСТИКИ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РАСТУЩИХ ГОРОДОВ Контактная информация: asadzade @ rambler.ru Аннотация. Проведен критический анализ метода вычисления индекса доступности объектов по городской транспортной сети. Предложен энтропийный общий индекс доступности, позволяющий осуществлять экстраполяционные прогнозы по развитию транспортной инфраструктуры. Исследованы экстремальные свойства энтропийного индекса общей доступности. Определены условия проявления экстремальных свойств предложенного индекса
Ключевые слова: транспортная система, доступность, дистанционное зондирование, оптимизация, инфраструктура
Gadgiev I.S. ENTROPY EVALUATION OF INDEX OF ACCESSIBILITY OF OBJECTS FOR PLANNING OF TRANSPORT SYSTEM USING REMOTE SENSING TECHNIQUES Annotation. The critical analysis of existing method for calculation of index of accessibility of objects on city’s transport system is carried out. The general entropy index of accessibility making it possible to extrapolate and predict the development of the city transport infrastructure is suggested. The extremum properties of suggested entropy index of index of accessibility are researched. The conditions for presence of extremum properties of suggested index are described
Keywords: transport system, availability, remote sensing, optimization, infrastructure
Лощенов П.Ю., Павлов А.И. СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ГИДРОПРИВОДОВ В ФУНКЦИОНАЛЬНОМ РЕЖИМЕ Контактная информация: loschenov.pavel @ yandex.ru Аннотация. Представлен способ диагностирования гидроприводов в функциональном режиме, который дает представление о его текущем техническом состоянии и остаточном ресурсе
Ключевые слова: функциональный режим, гидропривод, случайный процесс, математическое ожидание, дисперсия, корреляционная функция, спектральная плотность
Loshchyonov P.Yu., Pavlov A.I. THE WAY OF DIAGNOSING OF HYDRAULIC ACTUATORS IN THE FUNCTIONAL MODE
Annotation. In article the is presented way of diagnosing of hydraulic actuators in a functional mode which provides guidance on its current technical condition and a residual resource
Keywords: functional mode, hydraulic actuator, casual process, population mean, dispersion, correlation function, spectral density
Верескун В.Д., Псеровская Е.Д., Хорунжин С.Ю., Степанова Л.Н., Кабанов С.И., Лебедев Е.Ю. НАТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НАГРУЗОК, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ВАГОН, ГРУЗ И КРЕПЛЕНИЕ ПРИ СОУДАРЕНИЯХ Контактная информация: stepanova @ stu.ru Аннотация. Приведены результаты оценки величин реальных ударных нагрузок, действующих на груз, и изменение усилий в его креплениях при имитации маневровых соударений вагонов. Информация установленных тензодатчиков, динамометров, акселерометров, датчиков скорости на вагон поступала в микропроцессорную быстродействующую тензометрическую систему «Динамика-1». Ударные испытания грузового вагона, груженого железобетонными плитами типа ПАГ, проводили на полигоне. Они позволили определить изменения усилий натяжения растяжек и ускорений движения вагона в функции от времени в процессе его удара о бетонный упор
Ключевые слова: вагон, растяжка, нагрузка, измерение, тензосистема, датчики, груз, соударение, динамика, акселерометр, тензодатчик, динамометр
Vereskun V.D., Pserovskaya E.D., Horungin S.Y., Stepanova L.N., Kabanov S.I., Lebedev E.Yu. ACTUAL TESTS OF FREIGHT-CARS, CARGO AND RESTRAINTS STRESS LOADS WHILE IMPACT Annotation. The results of estimation of actual impact loads on cargo and restraints stresses changes while freight-car shunting movement impacts imitations. During research strain sensors, dynamometers, accelerometers, velocity sensors were placed in the freight-car, and information from sensors was transferred to microprocessor fast strain-gauge system “Dynamics-1”. Impact stress ground-tests of freight-car loaded by reinforced concrete slabs of PAG-type were performed. It allowed to define changes of restraints stresses and car movement accelerations as time-dependent function while car impact with the concrete stop block
Keywords: freight-car, guywire, stress, measurements, strain-gauge system, sensors, cargo load, impact, dynamics, accelerometer, strain sensor, dynamometer
Васильев Ю.Э., Борисов Ю.В., Янковский Л.В., Сарычев И.Ю. АВТОМАТИЗАЦИЯ ДИАГНОСТИКИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ Контактная информация: soni.81 @ mail.ru Аннотация. Предложена новая концепция представления передвижных дорожных лабораторий как автоматизированных дорожных сканеров Ключевые слова: диагностика, автомобильная дорога, сканер, дорожная лаборатория, макрошероховатость, автоматизация
Vasilev Yu.E., Borisov Yu.V., Yankovsri L.V., Saruchev I.Yu. AUTOMATION OF DIAGNOSTICS OF HIGHWAYS Annotation. The new concept of representation of mobile road laboratories as automated road scanners is offered
Keywords: diagnostics, highway, the scanner, road laboratory, macroroughness, automation
Хакимов А.Г. ДИАГНОСТИКА ТОЧЕЧНОЙ ВОЗДУШНОЙ ПОЛОСТИ В ТРУБОПРОВОДЕ ПО СОБСТВЕННЫМ ЧАСТОТАМ ИЗГИБНЫХ КОЛЕБАНИЙ Контактная информация: hakimov @ anrb.ru Аннотация. По двум собственным частотам изгибных колебаний трубопровода определены координата воздушной полости и величина ее отрицательной массы
Ключевые слова: трубопровод, изгибные колебания, собственные частоты, воздушная полость, отрицательная масса, прямая и обратная задачи
Khakimov A.G. LOCALIZED AIR CAVITY DIAGNOSIS IN A PIPE SYSTEM ON NATURAL FREQUENCIES OF FLEXURAL FLUCTUATIONS Annotation. The incision air cavity coordinate, size of its negative weight are defined by two natural frequencies of pipeline flexural vibrations
Keywords: pipeline, flexural vibrations, natural frequencies, air cavity, negative mass, direct and inverse problems Богомолов А.В., Быков П.О., Артамонов В.П. ПРОБЛЕМА КАДРОВ ПО НЕРАЗРУШАЮЩЕМУ КОНТРОЛЮ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ В КАЗАХСТАНЕ Контактная информация: 273_art @ mail.ru Аннотация. В последние годы в Казахстане возник явный дефицит кадров по неразрушающему контролю и технической диагностике опасных производственных объектов. Показаны причины, вызвавшие этот дефицит. Затронуты вопросы вузовской подготовки специалистов инженерного уровня по неразрушающим методам контроля
Ключевые слова: неразрушающий контроль, техническая диагностика, кадры, вузовская подготовка Bogomolov A.V., Bykov P.O., Artamonov V.P. THE PROBLEM OF TRAINING IN NDT AND TTECHNICAL DIAGNOSTICS IN KAZAKHSTAN Annotation. Last years in Kazakhstan arose an obvious deficiency of the staff for non-destructive testing and technical diagnostics of dangerous industrial objects. The reasons caused this deficiency are shown. Questions of the higher school training of experts of the engineer level on non-destructive methods of testing are mentioned
Keywords: non-destructive testing, technical diagnostics, staff, higher school training |